Динабургский тракт

Бытует мнение что динабургский почтовый тракт, ныне киевское шоссе, приобрел свою современную траекторию, после многочисленных спрямлений, лишь в первой половине ХХ столетия. Существуют некоторые исторические документы, опираясь на которые можно отследить историю развития динабургского шоссе. Речь пойдет в основном об участке дороги Санкт-Петербург – Псков.

В 1787 году Императрица Екатерина II отправлялась в свое знаменитое путешествие в Крым. Почтовый тракт беря свое начало в Петербурге, проходил через верхнюю рогатку (1) у городской заставы, затем среднюю рогатку*(2), и нижнюю рогатку у прудово-мельничной запруды под Пулковской горой, через Подгорное Пулково и деревню Александровка (4) выходил в Царское село, разделяя Александровский и Баболовский парки, к Орловским воротам (5). Расстояние от Петербурга до Царскосельской почтовой станции составило 22 версты. На участке от Пулкова до Александровской и сейчас кое где просматривается мощение булыжником. До ВОВ, дорога еще использовалась, но после воины мосты не восстановили и дорога захирела.

*Дворец (3) Среднерогатский. Первоначально, в 1714 году, он был построен деревянным в один этаж, позднее, в 1751 году, здесь был выстроен каменный, в пятнадцать комнат. Деревянный дворец был сломан только в 1791 году, 25 июня, и место, где он стоял, очищено и выровнено. Каменным Среднерогатским дворцом в Екатерининское время заведовал стряпчий Хабаров,

Позднее, при императоре Павле, этот путевой дворец был упразднен и из него сделана почтовая станция на Московском шоссе. Станция эта, помимо Средней Рогатки, носила название «Четырех Рук». Прозвище это произошло от почтового столба с изображением четырех рук, указывающих разделение дороги: направо — в Петергоф, прямо — в Царское Село, назад — в Петербург, а налево — в Москву.

Далее от Орловских ворот Царского села до Гатчинской почтовой станции - участок дороги протяженностью 22 версты, называемый Гатчинской дорогой.

Следующая почтовая станция через 25 верст - Выра. Ее история насчитывает более двух веков, однако во времена Екатерины II, она вероятно еще не существовала, так как впервые о ней упоминается в 1800 году. В наше время здание почтовой станции сохранилось, в котором 15 октября 1972 года был открыт музей "Дом станционного смотрителя". Тогда же был вновь установлен деревянный верстовой столб.

В двух верстах от Выры, расположено село Рождественно, в период с 1780 по 1797 г. город Рождествен. В Рождественно за ручьем Грезенка (на современных картах обозначен как река Речка, либо Грязна), дорога уходила влево (6), и затем под небольшим углом к нынешнему Киевскому шоссе, через большое болото Рождественский мох, тянулось до д. Кузнецово, тогда Кузнецова. В некоторых местах дорога просматривается и сегодня, изрядно заросшая мхом и кустарником или прикрытая водой болота. В самом же Рождественно дорога используется, и еще не так давно просматривался булыжник.

22 версты разделяли Выру, и почтовую станцию в селе Ящера (I), (II). Затем через 25 с половиной верст почтовая станция в Долговке и еще через 23 с половиной - Луга. От р. Луга была альтернативная дорога через Шалово, дающая возможность избежать крутых подъемов и спусков, создававших серьезные трудности в осенне-весеннюю распутицу и зимой при "больших снегах."

Луга - городок основанный в следствии реформирования административно-территориальной системы, Екатериной II, в 1777 году, на Порховском тракте, который и стал главной улицей города.

Минуя 22 версты следовала почтовая станция в Горородце. Дорога огибая высокий холм с древним кладбищем и недавно отреставрированной церковью уходила вправо, оставляя по левую руку старинную постройку напоминающую постоялый двор - харчевню. В конце деревни дорога теряет следы какого либо использования, а еще через сотню метров становится вовсе не проходимой, затем вновь появляется, и далее она уже будуче грейдерной активно используется выводя в с.Березицы, затем Парищи, Поддубье, Бор, Ширеги, Закрупье, и наконец село Крици с почтовой станцией.

Далее село Заполье, Милютино,(I),(II),(III).Григорьевка, Большие Льзи, Феофилова Пустынь (почт. станция). Через версту Порховский тракт меняет свое направление на южное - Велени, Щирок (Щирск), Тере Бунц (Теребуни), Хредино, Залазы (почт. станцияю). Здесь мы на время закончим рассматривать Белорусский (Порховский) почтовый тракт, и вернемся на Динабургское шоссе, в самое его начало.

Указ Императора Николая I , № 3646 от 03.05.1830 года “Именный, объявленный Его Королевскому Высочеству, Главноуправляющему Путями Сообщенiя Статсъ-Секретаремъ Муравьевымъ. – О сформированiи военно-рабочей роты для Динабургскаго шоссе”……. Началось строительство. Шоссе прокладывали по уже существующему Белорусскому или Порховскому почтовому тракту, а в некоторых местах параллельно в 30-50 метрах. Именно тогда в период 1830-1840 гг. были спрямлены такие участки как Гатчина-Никольское, Рождественно-Кузнецово, Сорочкино, Старая Долговка, участок от р. Луга-Шалово-Луга утратил свое значение, Городец-Заполье, Заполье-Феофилова Пустынь.

В 1836 году развернуто строительство прамой дороги из Пулково в Гатчину, минуя Царское Село

Свод законов РИ

С 1836 годда перестраиваются, реконструируются, и возводятся новые почтовые станции, взамен деревянным, и оставшимся в удалении от дороги. Так например взамен почтовой станции в селе Крицы, ввиду ее закрытия, строится станция в селе Плюса (ныне объединено в с. Заполье) .

Свод законов РИ

Для стройтельства почтовых станций было разработано и утверждено несколько типовых проэктов.

Свод законов РИ

И так вернемся к тому месту, где Белорусский почтовый тракт уходит южнее, относительно Киевского шоссе. Как уже говорилось, строительство участка Феофилова пустынь-Псков-Остров велось с 1830 по 1835 год. (из воспоминаний И.В. Погожева) Несомненно, что и до этого строительства в сторону Пскова тянулись дорожки собирая населенные пункты, лавируя между болот, и пересекая их. Вероятней всего именно из -за множества болот, тянущихся почти до самого Пскова, с пересекающими их грядами, основное движение в Псков, осуществлялось "в объезд". В Феофиловой пустыне тракт плавно отходит влево. Велени (В д. Велени находилась трехпрестольная деревянная Знаменская церковь(I), (II). В 1995г. сгорела от удара молнии), Щирск, Теребуни, Хредино. И сейчас эта дорога остается проезжей, но следует выбирать либо время года посуше, либо автомобиль повыносливей, так как несколько затяжных луж, могут стать неприятным препятствием. Миновав Хредино дорога большей своей частью, проходит по высокой гряде, вероятно оставленной ледником. Через 22 версты от Феофиловой пустыни мы оказываемся д. Залазы, а еще через 27 верст, миновав Павы, Червища, и несколько маленьких деревенек расположившихся в близи дороги, в с. Боровичи. В Боровичах пересекаются две важнейшии почтовые артерии: Выше описанный Белорусский или Порховский почтовый тракт и "первый" международный почтовый тракт Москва-Тверь-Новгород-Псков-Рига. Далее наш путь к Пскову будет проходить по тракту Москва-Рига, т. е. в д. Боровичи мы поворачиваем на запад. Днем рожденья международного почтового тракта считают 17 сентября 1668г, а существенные изменения на нем произошли в царствование Екатерины II. В основном были упорядочены почтовые станции (удаленность друг от друга). Позднее, почтовые станции тоже меняли свои пристанища, переезжая в другие населенные пункты. От Боровичей в направлении Пскова, параллельно идут две, три, а в некоторых местах и четыре дороги, то теряясь в болотах, то появляясь вновь. Вероятно в старые добрые времена, какой либо из этих путей был альтернативой другому, и использовался в зависимости от состояния. Излишне говорить что вдоль этих дорог распологались населенные пункты, часть из них сохранилась и до наших дней.

Следующая почтовая станция в с. Дубровно. Древнее поселение, с пересечением дороги Порхов-Павы

В 1772 году Екатерина II упразднила Ямской приказ и заменила ямы почтовыми станциями. С учреждением в 1782 году Почтового департамента ямские дворы стали называться почтовыми станциями, в которых приезжавшие в ожидании смены лошадей могли отдохнуть. Здесь же были оборудованы помещения для почтальонов, ямщиков и господских слуг. Отдельные ямские дворы были упразднены, как не соответствующие регламенту по расстоянию между почтовыми станциями, либо превратились в постоялые дворы. Возможно, такая участь постигла ям в д. Ямкино и Загорский ям (Большое загорье). Через Ямкино проходил не маловажный путь из Порхова в Гдов. Позднее это был наиболее удобный маршрут из Петербурга в Порхов; от станции Новоселье варшавской ж.д., - Цапелька - Ямкино - Порхов.

Так же не редко встречаются упоминания о Загорском яме. Вот несколько из них из книги И. П. Козловского; "Первые почты и первые почтмейстеры в московском государстве", второй половины XVII века.(I),(II),(III)

О Загорье упоминает голландский путешественник Николас Витсен, совершавший путешествие в Москву в 166Ох годах. В ручном почтовом дорожнике за 1805 год Загорский ям фигурирует как действующая станция, однако уже в почтовом дорожнике за 1829 год, почтовой станцией значится Щучья гора. Расстояние от Дубровно до Щучьей горы составляет 19 верст. Здесь проходила граница Порховского и Псковского уездов.

 

 

Продолжение оформляется

Будем безмерно благодарны за любую достоверную информацию по данной теме, исторические факты, документации, графические изображения, легенды.

При использовании материалов сайта, ссылка обязательна.

Авторский проект 2007 г.